ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ВИБРАЦИЙ ЧЕРЕЗ ЗАКРЕПЛЕННЫЙ УЧАСТОК УДЛИНЕННОЙ ПЛАСТИНЫ ПРИ ДЕЙСТВИИ ОСЕВОЙ СИЛЫ НА ТОРЦЕ

  • В.Н. Паймушин Paimushin Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань
  • В.М. Шишкин Shishkin Вятский государственный университет, Киров
  • Р.К. Газизуллин Gazizullin Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань
  • А.Н. Нуриев Nuriev Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань
Ключевые слова: торцевое нагружение, стержень-полоса, прохождение вибраций, экспериментальное исследование, участок закрепления конечной длины, трансформационная модель деформирования

Аннотация

C использованием инструментально-аппаратных средств фиксации амплитуд виброускорений разработана методика экспериментального исследования вынужденных изгибных колебаний консольно закрепленного тонкостенного элемента конструкции в виде стержня-полосы, возбуждающихся за счет прохождения вибраций через участок закрепления конечной длины на одной из лицевых поверхностей при осевом нагружении гармонической силой, приложенной к торцевому сечению закрепленного участка. Получена экспериментальная зависимость амплитудных значений виброускорений точки на конце консоли от частоты возбуждаемых изгибных колебаний торца стержня, свидетельствующая о прохождении вибраций через участок закрепления конечной длины. Указанные вибрации происходят за счет трансформации продольных колебаний в зоне нагружения в продольно-поперечно-сдвиговые колебания стержня-полосы в зоне закрепления с последующей их трансформацией в преимущественно изгибные колебания консольной части стержня. Для теоретического исследования описываемого явления построена трансформационная модель деформирования стержня-полосы, учитывающая деформируемость участка закрепления конечной длины на основе уточненной модели С.П. Тимошенко. Консольная часть стержня представлена классической моделью Кирхгофа – Лява с учетом геометрической нелинейности при определении осевых деформаций. Сформулированы кинематические условия сопряжения закрепленной и консольной частей стержня. На основе вариационного уравнения Гамильтона – Остроградского получены уравнения движения незакрепленной и закрепленной частей стержня, а также граничные условия к ним и силовое условие сопряжения отмеченных частей стержня. Проведены численные эксперименты для стержня-полосы, изготовленного из алюминиевого сплава Д16АТ, показывающие заметное прохождение вибраций через участок закрепления конечной длины в консольную часть стержня при снижении динамического модуля сдвига материала до определенного значения.

Опубликован
2023-10-19