НЕРАЗРУШАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ МАТЕРИАЛА ПАР ТРЕНИЯ НАСОСОВ УСТАНОВОК ВВЭР

  • В.И. Ерофеев Erofeev Институт проблем машиностроения РАН – филиал Федерального исследовательского центра «Институт прикладной физики РАН»
  • А.В. Иляхинский Ilyakhinskii Институт проблем машиностроения РАН – филиал Федерального исследовательского центра «Институт прикладной физики РАН»
  • В.М. Родюшкин Rodyushkin Институт проблем машиностроения РАН – филиал Федерального исследовательского центра «Институт прикладной физики РАН»
  • И.А. Иляхинский Ilyakhinskii АО «ОКБМ Африкантов», Нижний Новгород, Российская Федерация
  • С.Н. Пичков Pichkov АО «ОКБМ Африкантов», Нижний Новгород, Российская Федерация
  • А.А. Хлыбов Khlybov Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Нижний Новгород, Российская Федерация
Ключевые слова: карбидокремниевый материал, электропроводность, упругие волны, скорость, затухание, вихревые токи, микроструктура

Аннотация

Экспериментально продемонстрирована возможность использования неразрушающих методов контроля состояния карбидокремниевых материалов пар трения насосов установок водо-водяных энергетических реакторов, позволяющая выявить на рабочей поверхности подшипников потенциальные места будущего возможного разрушения. Изложена методология исследований акустических свойств и электропроводности изделий из карбидокремниевого композита. Установлена взаимосвязь электропроводности и акустических параметров материала пар трения с характеристиками микроструктуры исследуемого материала. В качестве аппаратной части излучения и приема акустических импульсов был использован прибор фирмы Krautkrаmer USN 52 с излучателями-приемниками продольных и поперечных волн. Для оценки электропроводности использовался вихретоковый измеритель удельной электропроводности ВТ2 с накладным преобразователем 5 кГц, имеющим в качестве индикаторного устройства стрелочный преобразователь с равномерной шкалой, не проградуированной в единицах электропроводности. Измерения электропроводности и скорости продольных и поперечных волн, поляризованных по радиусу, в одних и тех же точках рабочей поверхности подшипника показали совпадение характера изменения результатов этих измерений. Путем измерения скоростей поперечных волн с поляризацией параллельно и перпендикулярно радиусу установлено наличие в материале подшипников, не прошедших испытания в условиях повышенного давления и температуры, значительных внутренних напряжений, провоцирующих появление разрушений (сколов) на рабочей поверхности. Превышение значения скорости продольных волн в зоне разрушения над средним значением для всей рабочей поверхности подшипника достигает 30%, превышение значения электропроводности над средним значением достигает 40%.

Опубликован
2022-09-30