АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ДРЕВЕСИНЫ ДЕФОРМАЦИОННЫМИ И ПРОЧНОСТНЫМИ ПАРАМЕТРАМИ
Аннотация
Древесина благодаря ряду специфических свойств (относительно низкая плотность, относительно высокая прочность, низкая теплопроводность, технологичность) получила широкое распространение не только в строительстве, но и в некоторых областях техники. Ежегодно в мире транспортируется огромное количество контейнеров с радиоактивными веществами, отработавшим ядерным топливом, компонентами боеприпасов и т.д. Обеспечение безопасности транспортирования подобных веществ и изделий авиационным, автомобильным, морским и железнодорожным транспортом имеет большое значение в связи с наличием потенциального риска нанесения в процессе перевозки ущерба людям, окружающей среде и имуществу. Конструкция контейнера должна выдерживать без разгерметизации и повреждения содержимого значительные динамические нагрузки, которые могут возникать при аварийном падении контейнера с транспортного средства или в процессе выполнения погрузо-разгрузочных операций. В качестве одного из демпфирующих материалов, которые могут смягчить последствия подобных интенсивных динамических воздействий на контейнеры и их содержимое, используется древесина, поскольку свойство деформироваться при сжатии поперек волокон до 30–40%, а для некоторых пород и до 70%, при практически постоянном напряжении ограничивает передаваемую через нее нагрузку величиной предела прочности. Для достоверного расчета поведения контейнеров в этом случае необходимы данные по свойствам используемой древесины при ударных воздействиях, в частности динамические диаграммы деформирования. В статье проводится анализ публикаций, содержащих результаты экспериментального исследования деформирования древесины для определения значений параметров и последующей верификации ее математической модели как однонаправленно армированного упругопластического материала, реализованной в вычислительном комплексе «Динамика-3».