К ВОПРОСУ О ПРОЧНОСТНЫХ СВОЙСТВАХ ПОКРЫТИЯ ДИОКСИДА ЦИРКОНИЯ ПОВЫШЕННОЙ ТОЛЩИНЫ
Аннотация
С применением специальных технологических приемов (послойное напыление, воздушное охлаждение и контроль температуры подложки) решена технологически сложная задача нанесения плазменных покрытий повышенной толщины (~1 мм) с высокой адгезионной прочностью. Трудность решения поставленной задачи обусловлена возникновением микронапряжений в покрытии в процессе напыления, разницей в величинах коэффициента термического расширения подложки и покрытия, сопутствующим нагревом при плазменной обработке, а также короблением тонкостенных деталей при напылении. Изучены закономерности формирования данного покрытия при высокоэнергетическом плазменном напылении порошковой смеси состава ZrO2 +7% Y2O3 со сферической формой частиц. Исследовано структурно-фазовое состояние покрытия. Установлено, что при таком методе напыления формируется слоистая иерархия покрытия со столбчатой формой зерен диоксида циркония в прослойках. Воздействие плазменного потока стимулирует протекание частичного фазового превращения тетрагональной фазы T-ZrO2 в кубическую фазу K-ZrO2. Для исследования адгезионной прочности покрытия использованы разные методы: скретч-тест, Роквелл-тест и испытания на малоцикловую усталость. Показана высокая адгезионная прочность сцепления исследуемого покрытия с подложкой, так как ни при одном виде испытаний не произошло отслоения от подложки. Установлено, что при склерометрии преобладает когезионный механизм разрушения за счет микросколов, затрагивающий только поверхностные прослойки (толщиной 5–10 мкм) покрытия. Роквелл-тест продемонстрировал лучший балл трещиностойкости. Методом циклических вибрационных испытаний (на базе 250 000 циклов) установлен механизм разрушения покрытия за счет образования микротрещин на границе с подслоем. Исследованное покрытие может быть использовано для защиты как от высокотемпературного воздействия, так и от механического износа деталей в энергетическом и авиационном машиностроении.