ОЦЕНКА ЖИВУЧЕСТИ ФЛАНЦЕВОГО СОЕДИНЕНИЯ СТАЛЬНОЙ БАШЕННОЙ КОНСТРУКЦИИ С УЧЕТОМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ

  • В.И. Ерофеев Erofeev Институт проблем машиностроения РАН - филиал Федерального исследовательского центра «Институт прикладной физики Российской академии наук», Нижний Новгород, Российская Федерация
  • И.А. Самохвалов Samokhvalov Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижегородский государственный архитектурностроительный университет, Нижний Новгород, Российская Федерация
Ключевые слова: живучесть, аэродинамический коэффициент, аэродинамическая установка, анализ отказов, метод конечных элементов, характеристики среднего и пульсационного давления

Аннотация

Проведено численное исследование живучести фланцевого узла при достижении критической нагрузки и при наличии дефекта в одной из областей конструкции. Выполнен эксперимент по определению аэродинамических коэффициентов, которые необходимы для вычисления ветрового давления на опорные ноги металлической башни. Расчет напряженнодеформированного состояния проводится с применением программных комплексов SCAD Office и IDEA StatiCa 10.0. После вычисления усилий в стержневой модели конструкции формируется и подготавливается к расчету трехмерная пластинчатая модель узла.

Анализ результатов расчета позволил выявить, что в проектном (бездефектном) состоянии конструкции запас прочности несущих узлов и элементов составляет 35-40% (эквивалентные напряжения составили 165 МПа). При наличии дефекта в металлоконструкциях пояса в области фланца эквивалентные напряжения возрастают до 247,6 МПа в области скола (дефектного отверстия), то есть запас по несущей способности падает до 0,4%. В результате проведенной оценки живучести фланцевого соединения было выявлено, что соединение обладает высокой потенциальной живучестью, в свою очередь, сам фланец способен работать при наличии некоторых дефектов, не снижая своей несущей способности до критического уровня. Для стали С245 с учетом наличия пластических деформаций (до 3,5%) расчетное сопротивление принималось равным 248,4 МПа.

Полученные аэродинамические коэффициенты позволят определить ветровую нагрузку на данный тип профиля и могут быть использованы при проектных расчетах башенных конструкций на ветровые нагрузки.

Опубликован
2020-06-15