БЫСТРОВОЗВОДИМОЕ ВРЕМЕННОЕ СООРУЖЕНИЕ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ МОЩНОГО ВЗРЫВА

  • А.И. Абакумов Аbakumov Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, Саров, Российская Федерация
  • Ю.Б. Базаров Bazarov Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, Саров, Российская Федерация
  • Е.А. Веселова Veselova Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, Саров, Российская Федерация
  • А.М. Вялых Vyalykh Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, Саров, Российская Федерация
  • А.В. Губачёв Gubachev Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, Саров, Российская Федерация
  • С.А. Лобастов Lobastov Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, Саров, Российская Федерация
  • И.И. Сафронов Safronov Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, Саров, Российская Федерация
  • А.С. Смирнов Smirnov Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, Саров, Российская Федерация
  • В.И. Цыпкин Tsypkin НПП «ЭКОТЕСТ ЛТД», Саров, Российская Федерация
Ключевые слова: взрывозащитное сооружение, поражающие факторы взрыва, ударная волна, элементы конструкции взрывозащитного сооружения, локализация осколков, численное моделирование, сравнение расчета с экспериментом

Аннотация

Предложена конструкция быстровозводимого временного сооружения, обеспечивающая снижение поражающих факторов мощного взрыва до безопасного для людей и строительных сооружений уровня. Взрывозащитное сооружение состоит из трех одиночных металлических каркасов с открытым верхом, скрепленных между собой сваркой или болтами и обшитых металлопрофилем. Внутрь каждого каркаса вставлены емкости из водонепроницаемой ткани, заполняемые водой.
Выполнено численное моделирование затухания воздушной ударной волны, и проведены натурные испытания быстровозводимого временного защитного сооружения при взрыве самодельного взрывного устройства массой 100 кг в тротиловом эквиваленте, заложенного в легковом автомобиле.
Численное моделирование процесса взрыва и его воздействие на взрывозащитное сооружение проведено в гидродинамической постановке. До начала разрушения конструкции сооружение рассматривается как жесткое недеформируемое тело. По результатам расчетов сделан вывод, что прямоугольная форма надстройки сооружения более эффективна по сравнению с трапециевидной формой. Измерение параметров воздушной ударной волны осуществлялось датчиками СПК по аттестованной и зарегистрированной в Госреестре методике «СВР20-ВУВ», обеспечивающей измерение амплитуды давлений с погрешностью не более ±11%.
Приведено сравнение результатов расчетов и испытаний предложенной конструкции взрывозащитного сооружения. Расчетные и экспериментальные данные по пиковому значению давления без сооружения удовлетворительно согласуются с формулой Садовского для наземного взрыва. Времена прихода воздушной ударной волны и максимальные давления на ее фронте в контрольных точках перед и за взрывозащитным сооружением, полученные расчетом и экспериментально, совпадают в пределах погрешности измерений.

Опубликован
2019-06-16